cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1


О федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)

Стандарт разработан на основе Конвенции ОО Н о правах ребенка, Конституции РФ,
законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных,
этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации
Образовательной программы. Образовательная программа должна быт ь разработана на основе
Реестра примерных образовательных программ, утвержденных Министерством образования и
науки РФ и утверждена ДОО самостоятельно.
При разработке Стандарта учтены:
- особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числ е с
ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Стандарт утверждает основные принципы:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в
общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации
(обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии
с его возрастными и индивиду альными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его
включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получ ении
качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных
программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня
дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальны х
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
людьми, миром и самим собой;
- формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных,
интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности,
самостоят ельности, формирования предпосылок к учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования

Страница 2

2

образовательных программ различных уровн ей сложности и направленности с учётом
образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития кажд ого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
- обеспечения преемственности основных образовательных прог рамм дошкольного и
начального общего образования;
- определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а
также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
- структуре основной образовательной программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательных о тношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,
финансовым, материально -техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Содержание Программы должно обеспечивать развит ие личности ребенка по пяти
образовательным областям:
- социально -коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно -эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цели и задачи Программы могут реализовываться в различных видах деятельности :
- Ранний возраст – предметная, экспериментирование, коммуникативная, игровая,
самообслуживание, действие с предметами -орудиями, восприятие смысла музыки,
сказок и стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- Дошкольный возраст – игровая, коммуникативная, познавательная,
исследовательская, восприятие художественной литературы, самообслуживание,
элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная,
двигательная.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного о бразования не является
основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного
образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой
культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Целевые ор иентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно -исследовательской деятельности, констр уировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и

Страница 3

3

радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, ст арается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным пра вилам и
социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,
у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следов ать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно -следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в которо м он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различн ых видах деятельности.