cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Указ Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии
национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года»УказПреиднти
Ро снй Фццо 12мя0акн90 д ярПа
я сис9т0н кигкрянтрй
РФ снй Фццо 12м .9Пй№ еитяиПргн.рр аярПр5 39г97нП«тО№ и71нтид рякиПтр09П«ти5 дПня0рС и71нтид
1ияагн7я0д9тти5 дПня0р яазл9е0ид ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС и71нтрпн.р5 р 17н»гнт ьияяр5яеи5
б9г97н.рр д я3979 из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р постановляю:Р2 ю0д97гр0« к7рПн1н9са: М07н091р: тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.рр ги ФцФц1игн2Ф2 М9е790н7: Мид90н I9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.ррщ9»91игти к79гя0ндПй0« гиеПнг и яия0ийтрр тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р р с97н№ ки 99 ае79кП9тр:С
д 0ис вряП9 и №иг9 79нПрпн.рр М07н091рр тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.рр ги ФцФц
1игнждтияр0« к7и9е0О ти7сн0рдтО№ к7ндидО№ не0ид ы79прг9т0н ьияяр5яеи5 б9г97н.рр ки дик7иянс
79нПрпн.рр М07н091рр тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.рр ги ФцФц 1игнжк79гя0ндр0« к79гПи»9трй ки к7рд9г9тр: ти7сн0рдтО№ к7ндидО№ не0ид ы79прг9т0н ьияяр5яеи5
б9г97н.рр д яии0д90я0др9 я тня0ий-рс юенпис2Н2 ы7рптн0« а07н0рдчрср ярПащюенп ы79прг9т0н ьияяр5яеи5 б9г97н.рр и0 РV г9енз7й РооV 12 Г РНцц уУз а0д97»г9трр
7ит.9к.рр тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.рр8 9Миз7нтр9 пнеитигн09П«я0дн
ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС РооVС Г :ФС я02 :оцо;жюенп ы79прг9т0н ьияяр5яеи5 б9г97н.рр и0 Рц йтдн7й Фццц 12 Г Ф< уУ 7ит.9к.рр тн.ритнП«ти5
з9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.рр8 9Миз7нтр9 пнеитигн09П«я0дн ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС ФцццС Г ФС
я02 РVц;2<2 =ня0ий-р5 юенп дя0акн90 д ярПа яи гтй 91и кигкрянтрй2Президент
Российской Федерации
Д. МедведевСтратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 годаI. Общие положенияР2 ьияярй к79игиП9Пн кияП9гя0дрй яря09сти1и киПр0рв9яеи1и р яи.рнП«ти?@еитисрв9яеи1и
е7рпрян еит.н AA д9ен ? ия0нтидрПн кнг9тр9 а7идтй р енв9я0дн »рптр 7ияяр5яер№ 17н»гнтС ая0ийПн киг
тнки7ис тн.ритнПрпснС я9кн7н0рпсн р с9»гатн7игти1и 0977и7рпснС к79ги0д7н0рПн гряе79гр0н.р:
еитя0р0а.ритти1и я07ийС яи№7нтрПн яад979тр090 р 0977р0и7рнП«та: .9Пия0тия0«С дияя0нтидрПн
дипси»тия0р ки тн7н-рднтр: яди95 еитеа79т0иякияизтия0р р и0я0нрднтр: тн.ритнП«тО№ рт0979яид д
енв9я0д9 еП:в9ди1и яазл9е0н 3и7ср7а:-р№яй сти1икиПй7тО№ с9»гатн7игтО№ и0тич9тр52ь9нПрпа90яй 1ияагн7я0д9ттнй киПр0рен д изПня0р тн.ритнП«ти5 изи7итОС 1ияагн7я0д9тти5 р
из-9я0д9тти5 з9пикнятия0рС ая0и5врди1и 7нпдр0рй ьияяррС нг9едн0тнй дта079ттрс р дт9чтрс
аяПидрйс2 МипгнтО к79гкияОПер гПй ае79кП9трй яря09сО из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0рСУ

Страница 2

консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере
выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно
поссийские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется
общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского
государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа
Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних
угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну
из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на
мировые процессы.В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и
экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и
государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой
государственной политике в области национальной безопасности.2. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших
социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий
реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления
устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально
признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней
политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития
государства на долгосрочную перспективу.Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на
фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года.4. Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития системы
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок
действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для
конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных
объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности
личности, общества и государства.5. Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами
обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для
реализации стратегических национальных приоритетов.6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:"национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы,
достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое
развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;"национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних
потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и
государства;"угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба
конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и
территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности
государства;"стратегические национальные приоритеты" - важнейшие направления обеспечения национальной
безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской
Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета
страны, ее независимости и территориальной целостности;2

Страница 3

УCяря09сн из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0рC ? ярПО р я79гя0дн из9як9в9трй тн.ритнП«ти5
DEпикнятия0ржCярПО из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0рC ? мии7а»9ттО9 МрПО ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС
г7а1р9 ди5яенС диртяер9 3и7ср7иднтрй р и71нтОС д еи0и7О№ 39г97нП«тОс пнеитигн09П«я0дис
к79гаяси079тн ди9ттнй р 9рПр; к7ндии№7нтр09П«тнй яПа»знС н 0не»9 39г97нП«тО9 и71нтО
1ияагн7я0д9тти5 дПня0рС к7ртрсн:-р9 авня0р9 д из9як9в9трр тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р 1ияагн7я0дн
тн иятиднтрр пнеитигн09П«я0дн ьияяр5яеи5 б9г97н.рржCя79гя0дн из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0рC ? 09№тиПи1ррС н 0не»9 09№трв9яер9С
к7и17нсстО9С Прт1дря0рв9яер9С к7ндидО9С и71нтрпн.риттО9 я79гя0днС деП:внй 09П9еиссатрен.риттО9
ентнПОС рякиП«па9сО9 д яря09с9 из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р гПй язи7нС 3и7ср7иднтрйС
из7нзи0ерС к979гнвр рПр к7р9сн рт3и7сн.рр и яия0ийтрр тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р р с97н№ ки 99
ае79кП9тр:2V2 МрПО р я79гя0дн из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р яия79ги0иврдн:0 ядир аярПрй р
79яа7яО тн из9як9в9трр тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р ди дта07ркиПр0рв9яеи5С @еитисрв9яеи5С
яи.рнП«ти5 я397н№С д я3979 тнаер р из7нпиднтрйС д с9»гатн7игти5С га№идти5С рт3и7сн.ритти5С
ди9тти5С изи7итти?к7исОчП9тти5 р @еиПи1рв9яеи5 я397н№С н 0не»9 д я3979 из-9я0д9тти5
з9пикнятия0р2II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развитияF2 ьнпдр0р9 ср7н рг90 ки ка0р 1ПизнПрпн.рр дя9№ я397 с9»гатн7игти5 »рптрС еи0и7нй и0Првн90яй
дОяиерс гртнсрпсис р дпнрсипндрярсия0«: яизО0р52G9»га 1ияагн7я0днср изия07рПря« к7и0рди79врйС ядйпнттО9 я т97ндтис97тия0«: 7нпдр0рй д
79паП«0н09 1ПизнПрпн.риттО№ к7и.9яяидС а1ПазП9тр9с 7нп7Одн с9»га а7идтйср зПн1ияия0ийтрй я07нт2H9ттия0р р сиг9Пр 7нпдр0рй я0нПр к79гс90ис 1ПизнП«ти5 еитеа79т.рр2мип7ияПн E айпдрсия0« дя9№ вП9тид с9»гатн7игти1и яииз-9я0дн к979г Пр.ис тидО№ дОпидид р
а17ип2м 79паП«0н09 ае79кП9трй тидО№ .9т07ид @еитисрв9яеи1и 7ия0н р киПр0рв9яеи1и дПрйтрй
яеПнгОдн90яй енв9я0д9тти тиднй 19икиПр0рв9яенй яр0ан.рй2 би7ср7а90яй 09тг9т.рй е киряеа 79ч9трй
рс9:-р№яй к7изП9с р а791аПр7иднтр: е7рпрятО№ яр0ан.р5 тн 791ритнП«ти5 иятид9 з9п авня0рй
т9791ритнП«тО№ ярП2=9яия0ий09П«тия0« яа-9я0да:-95 1ПизнП«ти5 р 791ритнП«ти5 н7№р09е0а7ОС и7р9т0р7иднтти5С
ияиз9тти д Iд7и?J0Пнт0рв9яеис 791рит9С 0иП«еи тн У71нтрпн.р: М9д97ин0Пнт0рв9яеи1и ги1иди7нС а-
также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению
международной безопасности.9. Переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также
ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности
Российской Федерации по укреплению ее влияния на мировой арене.Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на
создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств - лидеров в
мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения
глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня
государственной и общественной безопасности.10. На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут
оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях,
противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия
массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм
противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких
технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности
индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и
демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия,
сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма.
Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут3

Страница 4

угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьмг
другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение
эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит
пресной воды.11. Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на
обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и
в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное
воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать
ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной
Азии и Африки, на Корейском полуострове.12. Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в
странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами
распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению
новых региональных и межгосударственных конфликтов.В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с
применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской
Федерации и границ ее союзников.Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия.Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при
размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов
Америки.Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по
совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.13. На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать
международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной
безопасности государств.Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права,
будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную
конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций
Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных
отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств,
опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных
кризисных ситуаций.Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как "Группа
восьми", "Группа двадцати", РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а
также использовать возможности других неформальных международных институтов.Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением
внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной
интеграции и координации на пространстве государств - участников Содружества Независимых
Государств в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации
Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих
стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств.При этом Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве
главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и
угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных веществ.14. Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве
ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических,4

Страница 5

77ня07ае0а7тО№С к7исОчП9ттО№ р г7а1р№ яидс9я0тО№ к7и9е0идС д к97да: ив979г« 791ритнП«ти1и
ав9трй2Р:2 >Пй ьияярр ияизи9 птнв9тр9 зага0 рс90« ае79кП9тр9 киПр0рв9яеи1и ки09т.рнПн Mнт№н5яеи5
и71нтрпн.рр яи07агтрв9я0днС я0рсаПр7иднтр9 д 99 7нсен№ к7не0рв9яер№ чн1идС якияизя0да:-р№
ае79кП9тр: дпнрсти1и гид97рй р кн70т97я0дн д H9т07нП«ти?Jпрн0яеис 791рит92РB2 ьияяр5яенй б9г97н.рй дОя0акн90 пн дя9с97ти9 ае79кП9тр9 с9№нтрпсид дпнрсиг95я0дрй я
Iд7ик95яерс яи:писС деП:внй кияП9гидн09П«ти9 3и7ср7иднтр9 из-р№ к7ия07нтя0д д я397н№
@еитисрерС дт9чт95 р дта079тт95 з9пикнятия0рС из7нпиднтрйС тнаерС еаП«0а7О2 >иП1ия7ивтОс
тн.ритнП«тОс рт0979янс ьияярр и0д9вн90 3и7ср7иднтр9 д Iд7ин0Пнт0ре9 и0е7О0и5 яря09сО
еиПП9е0рдти5 з9пикнятия0р тн в90еи5 ги1иди7ти?к7ндиди5 иятид92РV2 Ук79г9Пй:-рс 3не0и7ис д и0тич9трй№ я У71нтрпн.р95 М9д97ин0Пнт0рв9яеи1и ги1иди7н
ия0нт90яй т9к7р9сП9сия0« гПй ьияярр кПнтид к7игдр»9трй ди9тти5 рт37ня07ае0а7О нП«йтян е 99
17нтр.нс р кикО0ер к7ргнтрй 9са 1ПизнП«тО№ 3ате.р5С рга-р№ д7нп79п я ти7снср с9»гатн7игти1и
к7ндн2ьияярй 1и0идн е 7нпдр0р: и0тич9тр5 я У71нтрпн.р95 М9д97ин0Пнт0рв9яеи1и ги1иди7н тн иятид9
7ндтик7ндрй р д рт0979ян№ ае79кП9трй дя9из-95 з9пикнятия0р д Iд7и?J0Пнт0рв9яеис 791рит9С 1Пазртн
р яиг97»нтр9 еи0и7О№ зага0 ик79г9Пй0«яй 1и0идтия0«: нП«йтян е ав90а пнеиттО№ рт0979яид ьияярр к7р
ияа-9я0дП9трр ди9тти?киПр0рв9яеи1и кПнтр7иднтрйС адн»9тр: ти7с с9»гатн7игти1и к7нднС н 0не»9 е
р№ гнП«т95ч95 07нтя3и7сн.рр р киряеа тидО№ пнгнв р 3ате.р5 1аснтря0рв9яеи5 тнк7ндП9ттия0р2РF2 ьияярй заг90 я079ср0«яй е дОя07нрднтр: 7ндтик7ндти1и р киПти.9тти1и я07н091рв9яеи1и
кн70т97я0дн я Ми9грт9ттОср M0н0нср Jс97рер тн иятид9 яидкнгн:-р№ рт0979яид р я ав90ис
еП:в9ди1и дПрйтрй 7ияяр5яеи?нс97рентяер№ и0тич9тр5 тн яия0ийтр9 с9»гатн7игти5 изя0нтидер д
.9Пис2 м енв9я0д9 к7ри7р090ид ия0нта0яй гия0р»9тр9 тидО№ ги1иди79ттия095 д я3979 7нпи7а»9трй р
еит07иПй тнг дии7а»9трйсрС ае79кП9тр9 с97 гид97рйС н 0не»9 79ч9тр9 дик7ияид т97няк7ия07нт9трй
и7а»рй сняяиди1и атрв0и»9трйС тн7н-рднтрй нт0р0977и7ря0рв9яеи1и яи07агтрв9я0днС а791аПр7иднтрй
791ритнП«тО№ еит3Пре0ид2Ро2 м я3979 с9»гатн7игти5 з9пикнятия0р ьияярй яи№7нтр0 к7рд97»9ттия0« рякиП«пиднтр:
киПр0рв9яер№С к7ндидО№С дт9чт9@еитисрв9яер№С ди9ттО№ р ртО№ ртя07ас9т0ид пн-р0О
1ияагн7я0д9тти1и яад979тр090н р тн.ритнП«тО№ рт0979яид2ы7ид9г9тр9 к79гяенпа9си5 р и0е7О0и5 дт9чт95 киПр0рер т97нп7Одти ядйпнти я 79нПрпн.р95
пнгнв ая0и5врди1и 7нпдр0рй ьияярр2 юяк9чта: рт0917н.р: ьияярр д 1ПизнП«ти9 @еитисрв9яеи9
к7ия07нтя0ди р с9»гатн7игта: яря09са 7нпг9П9трй 07агн пн07агтй:0 трпер9 09скО к979дигн
тн.ритнП«ти5 @еитисрер тн рттидн.риттО5 ка0« 7нпдр0рй2Фц2 >Пй к79ги0д7н-9трй а17ип тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р т9из№игрси из9як9вр0« яи.рнП«та:
я0нзрП«тия0«С @0трв9яеи9 р еит39яяритнП«ти9 яи1Пняр9С кидОяр0« сизрПрпн.риттО5 ки09т.рнП р 7ия0
тн.ритнП«ти5 @еитисрерС кигтй0« енв9я0ди 7нзи0О и71нтид 1ияагн7я0д9тти5 дПня0р р я3и7ср7идн0«
г95я0д9ттО9 с9№нтрпсО р№ дпнрсиг95я0дрй я 17н»гнтяерс из-9я0дис д .9Пй№ 79нПрпн.рр 17н»гнтнср
ьияяр5яеи5 б9г97н.рр к7ндн тн »рпт«С з9пикнятия0«С 07агС »рП«9С пги7ид«9 р пги7идО5 из7нп »рптрС тн
гия0акти9 из7нпиднтр9 р еаП«0а7ти9 7нпдр0р92III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные
приоритетыФР2 =н.ритнП«тО9 рт0979яО ьияяр5яеи5 б9г97н.рр тн гиП1ия7ивта: к97як9е0рда пнеП:вн:0яйщд 7нпдр0рр г9сие7н0рр р 17н»гнтяеи1и из-9я0днС кидОч9трр еитеа79т0иякияизтия0р
тн.ритнП«ти5 @еитисрержд из9як9в9трр т9пОзП9сия0р еитя0р0а.ритти1и я07ийС 0977р0и7рнП«ти5 .9Пия0тия0р р
яад979тр090н ьияяр5яеи5 б9г97н.рржд к79д7н-9трр ьияяр5яеи5 б9г97н.рр д ср7ида: г97»ндаС г9й09П«тия0« еи0и7и5 тнк7ндП9тн тн
кигг97»нтр9 я07н091рв9яеи5 я0нзрП«тия0р р дпнрсидО1игтО№ кн70т97яер№ и0тич9тр5 д аяПидрй№
сти1икиПй7ти1и ср7н2ФФ2 мта079ттр9 р дт9чтр9 яад979ттО9 ки079зтия0р 1ияагн7я0дн д из9як9в9трр тн.ритнП«ти5
з9пикнятия0р 79нПрпа:0яй в979п я07н091рв9яер9 тн.ритнП«тО9 к7ри7р090О2:

Страница 6

ФН2 УятидтОср к7ри7р090нср тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.рр йдПй:0я2
тн.ритнП«тнй изи7итнС 1ияагн7я0д9ттнй р из-9я0д9ттнй з9пикнятия0«2Ф<2 >Пй из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р ьияяр5яенй б9г97н.рйС тн7йга я гия0р»9тр9с
иятидтО№ к7ри7р090ид тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0рС яия79ги0иврдн90 ядир аярПрй р 79яа7яО тн
яП9га:-р№ к7ри7р090н№ ая0и5врди1и 7нпдр0рйщкидОч9тр9 енв9я0дн »рптр 7ияяр5яер№ 17н»гнт ка09с 1н7нт0р7иднтрй Првти5 з9пикнятия0рС н
0не»9 дОяиер№ я0нтгн70ид »рпт9из9як9в9трйж@еитисрв9яер5 7ия0С еи0и7О5 гия0р1н90яй к79»г9 дя91и ка09с 7нпдр0рй тн.ритнП«ти5
рттидн.ритти5 яря09сО р ртд9я0р.р5 д в9Пид9в9яер5 енкр0нПжтнаенС 09№тиПи1ррС из7нпиднтр9С пг7ндии№7нт9тр9 р еаП«0а7нС еи0и7О9 7нпдрдн:0яй ка09с
ае79кП9трй 7иПр 1ияагн7я0дн р яид97ч9тя0диднтрй 1ияагн7я0д9тти?вня0ти1и кн70т97я0днж@еиПи1рй »рдО№ яря09с р 7н.ритнП«ти9 к7р7игикиП«пиднтр9С кигг97»нтр9 еи0и7О№ гия0р1н90яйпн яв90 язнПнтяр7иднтти1и ки079зП9трйС 7нпдр0рй к7и179яярдтО№ 09№тиПи1р5 р .9П9яииз7нпти1и
дияк7ирпдигя0дн к7р7игти?79яа7яти1и ки09т.рнПн я07нтОжя07н091рв9яенй я0нзрП«тия0« р 7ндтик7ндти9 я07н091рв9яеи9 кн70т97я0диС еи0и7О9 ае79кПй:0яй
тн иятид9 не0рдти1и авня0рй ьияярр д 7нпдр0рр сти1икиПй7ти5 сиг9Пр ср7иая07и5я0дн2IV. Обеспечение национальной безопасностиФ:2 Уятидти9 яиг97»нтр9 из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р яия0ир0 д кигг97»нтрр
к7ндидО№ р ртя0р0а.ритнП«тО№ с9№нтрпсидС н 0не»9 79яа7ятО№ дипси»тия095 1ияагн7я0дн р из-9я0дн
тн а7идт9С и0д9вн:-9с тн.ритнП«тОс рт0979янс ьияяр5яеи5 б9г97н.рр2Мия0ийтр9 тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.рр тнк7йса: пндряр0 и0
@еитисрв9яеи1и ки09т.рнПн я07нтО р @339е0рдтия0р 3ате.ритр7иднтрй яря09сО из9як9в9трй
тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р21. Национальная оборонаФB2 М07н091рв9яер9 .9Пр яид97ч9тя0диднтрй тн.ритнП«ти5 изи7итО яия0ий0 д к79ги0д7н-9трр
1ПизнП«тО№ р 791ритнП«тО№ ди5т р еит3Пре0идС н 0не»9 д ияа-9я0дП9трр я07н091рв9яеи1и яг97»рднтрй
д рт0979ян№ из9як9в9трй ди9тти5 з9пикнятия0р я07нтО2М07н091рв9яеи9 яг97»рднтр9 к79гкиПн1н90 7нп7нзи0еа р яря09ста: 79нПрпн.р: еискП9еян
дпнрсиядйпнттО№ киПр0рв9яер№С гркПисн0рв9яер№С ди9ттО№С @еитисрв9яер№С рт3и7сн.риттО№ р ртО№
с97С тнк7ндП9ттО№ тн ак79»г9тр9 рПр ятр»9тр9 а17ипО г9я07ае0рдтО№ г95я0др5 яи я0и7итО
1ияагн7я0дн?н179яяи7н 9еинПр.рр 1ияагн7я0д;2М07н091рв9яеи9 яг97»рднтр9 ияа-9я0дПй90яй я рякиП«пиднтр9с @еитисрв9яер№ дипси»тия095
1ияагн7я0днС деП:внй 79яа7ята: кигг97»еа ярП из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0рС ка09с
7нпдр0рй яря09сО ди9тти?кн07ри0рв9яеи1и диякр0нтрй 17н»гнт ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС н 0не»9
ди9тти5 рт37ня07ае0а7О р яря09сО ак7ндП9трй ди9тти5 и71нтрпн.р95 1ияагн7я0дн2ФV2 ьияяр5яенй б9г97н.рй из9як9врдн90 тн.ритнП«та: изи7итаС ря№игй рп к7рт.ркид
7н.ритнП«ти5 гия0н0ивтия0р р @339е0рдтия0рС д 0ис вряП9 пн яв90 с90игид р я79гя0д т9ди9тти1и
79н1р7иднтрйС с9№нтрпсид казПрвти5 гркПисн0рр р ср7и0ди7в9я0днС с9»гатн7игти1и ди9тти1и
яи07агтрв9я0дн2ФF2 ми9ттнй з9пикнятия0« из9як9врдн90яй ка09с 7нпдр0рй р яид97ч9тя0диднтрй ди9тти5
и71нтрпн.рр 1ияагн7я0дн р изи7итти1и ки09т.рнПнС н 0не»9 дОг9П9трй тн @0р .9Пр гия0н0ивти1и изл9сн
3ртнтяидО№С сн097рнП«тО№ р ртО№ 79яа7яид2>ия0р»9тр9 я07н091рв9яер№ .9П95 тн.ритнП«ти5 изи7итО ияа-9я0дПй90яй ка09с 7нпдр0рй
яря09сО из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0рС к7ид9г9трй к97як9е0рдти5 ди9тти?09№трв9яеи5
киПр0рер р 7нпдр0рй ди9тти5 рт37ня07ае0а7ОС н 0не»9 пн яв90 яид97ч9тя0диднтрй яря09сО ак7ндП9трй
ди9тти5 и71нтрпн.р95 1ияагн7я0дн р 79нПрпн.рр еискП9еян с97 ки кидОч9тр: к79я0р»н ди9тти5
яПа»зО2Фо2 Nияагн7я0д9ттнй киПр0рен ьияяр5яеи5 б9г97н.рр д изПня0р тн.ритнП«ти5 изи7итО р
ди9тти1и я07ир09П«я0днС д 0ис вряП9 д 7нсен№ Ми:пти1и 1ияагн7я0днС тн гиП1ия7ивта: к97як9е0рда
тн.9П9тн тн яид97ч9тя0диднтр9 мии7а»9ттО№ МрП ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС г7а1р№ ди5яеС диртяер№B

Страница 7

7ср7иднтр5 р и71нтидС к7рпднттО№ к7р П:зО№ аяПидрй№ 7нпдр0рй ди9тти?киПр0рв9яеи5 изя0нтидер
дяк9тр0« з9пикнятия0«С яад979тр090 р 0977р0и7рнП«та: .9Пия0тия0« 1ияагн7я0дн2Нц2 ю17ипнср ди9тти5 з9пикнятия0р йдПй:0яйщ киПр0рен 7йгн д9га-р№ пн7аз9»тО№ я07нтС
тнк7ндП9ттнй тн гия0р»9тр9 к79изПнгн:-91и к79дия№игя0дн д ди9тти5 я3979С к79»г9 дя91и д
я07н091рв9яер№ йг97тО№ ярПн№С ка09с 7нпдр0рй дОяиеи0ивтО№С рт3и7сн.риттО№ р г7а1р№
дОяиеи09№тиПи1рвтО№ я79гя0д д9г9трй дии7а»9тти5 зи7«зОС я07н091рв9яер№ дии7а»9тр5 д т9йг97тис
иятн-9тррС 3и7ср7иднтрй д игтия0и7итт9с ки7йге9 1ПизнП«ти5 яря09сО к7и0рди7не90ти5 изи7итО р
срПр0н7рпн.рр иеиПип9сти1и еиясрв9яеи1и к7ия07нтя0днС якияизтО№ к7рд9я0р е тидиса др0еа 1итер
дии7а»9тр5С н 0не»9 тн 7няк7ия07нт9тр9 йг97тО№С №рсрв9яер№С зриПи1рв9яер№ 09№тиПи1р5С
к7ирпдигя0ди и7а»рй сняяиди1и атрв0и»9трй Прзи 91и еискит9т0ид р я79гя0д гия0ндер2=91н0рдти9 дипг95я0др9 тн яия0ийтр9 ди9тти5 з9пикнятия0р ьияяр5яеи5 б9г97н.рр р 99
яи:птреид аяа1азПй90яй и0№игис и0 с9»гатн7игтО№ ги1иди79ттия095 д изПня0р и17нтрв9трй р
яие7н-9трй дии7а»9тр5С н 0не»9 г95я0дрйсрС тнк7ндП9ттОср тн тн7ач9тр9 ая0и5врдия0р яря09с
1ияагн7я0д9тти1и р ди9тти1и ак7ндП9трйС к79гак79»г9трй и 7не90тис тнкнг9тррС еит07иПй
еиясрв9яеи1и к7ия07нтя0днС 3ате.ритр7иднтрй я07н091рв9яер№ йг97тО№ ярПС изл9е0ид №7нт9трй
йг97тО№ зи9к7ркняидС н0исти5 @т97190рерС н0исти5 р №рсрв9яеи5 к7исОчП9ттия0рС г7а1р№
ки09т.рнП«ти икнятО№ изл9е0ид2НР2 ьияяр5яенй б9г97н.рй 79нПрпа90 гиП1ия7ивта: 1ияагн7я0д9тта: киПр0реа д изПня0р
тн.ритнП«ти5 изи7итО ка09с 7нп7нзи0ер яря09сО иятидикиПн1н:-р№ еит.9к0анП«тО№С к7и17нсстО№
гиеас9т0идС н 0не»9 гиеас9т0ид кПнтр7иднтрйС 7нпдр0рй ти7с пнеитигн09П«ти1и 791аПр7иднтрй
г9й09П«тия0р и71нтид 1ияагн7я0д9тти5 дПня0рС ав79»г9тр5С к79гк7рй0р5 р и71нтрпн.р5 79нП«ти1и
я9е0и7н @еитисрерС ртя0р0а0ид 17н»гнтяеи1и из-9я0дн д ср7ти9 р ди9тти9 д79сйС н 0не»9
яид97ч9тя0диднтрй ярП р я79гя0д 17н»гнтяеи5 изи7итОС я909ди5 р 07нтяки70ти5 рт37ня07ае0а7О
я07нтО д рт0979ян№ тн.ритнП«ти5 изи7итО2НФ2 NПндти5 пнгнв95 ае79кП9трй тн.ритнП«ти5 изи7итО д я79гт9я7ивти5 к97як9е0рд9 йдПй90яй
к979№иг е енв9я0д9тти тидиса изПреа мии7а»9ттО№ МрП ьияяр5яеи5 б9г97н.рр я яи№7нт9тр9с
ки09т.рнПн я07н091рв9яер№ йг97тО№ ярП пн яв90 яид97ч9тя0диднтрй и71нтрпн.ритти?ч0н0ти5
я07ае0а7О р яря09сО 0977р0и7рнП«ти1и знпр7иднтрй ди5яе р ярПС тн7н-рднтрй еиПрв9я0дн вня095
кия0ийтти5 1и0идтия0рС н 0не»9 яид97ч9тя0диднтрй ик97н0рдти5 р зи9ди5 киг1и0идерС и71нтрпн.рр
с9»дргиди1и дпнрсиг95я0дрй ди5яе р ярП2>Пй @0и1и а0ивтй90яй яря09сн еискП9е0иднтрй мии7а»9ттО№ МрП ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС г7а1р№
ди5яеС диртяер№ 3и7ср7иднтр5 р и71нтидС деП:внй киг1и0идеа Првти1и яия0ндн р 7нпдр0р9
т9из№игрси5 рт37ня07ае0а7ОС и07нзн0Одн:0яй ик0рснП«тО9 с9№нтрпсО тн№и»г9трй д 79п97д9С
кигтрсн90яй к79я0р» ди9тти5 яПа»зО р я0н0ая и3р.97яеи1и яия0нднС н 0не»9 из9як9врдн90яй
дОкиПт9тр9 1ияагн7я0д9ттО№ к7и17нсс р пненпид тн 7нп7нзи0еаС яипгнтр9 р сиг97трпн.р: дии7а»9трйС
ди9тти5 р як9.рнП«ти5 09№трерС д 0ис вряП9 я79гя0д ядйпрС 7нпд9герС 7нгри@П9е07итти5 зи7«зО р
ак7ндП9трй2НН2 м я79гт9я7ивти5 к97як9е0рд9 гиП»9т зО0« пнд97ч9т к979№иг тн 9грта: яря09са пненпид
39г97нП«тОср и71нтнср рякиПтр09П«ти5 дПня0р дии7а»9трйС ди9тти5 р як9.рнП«ти5 09№трер гПй
мии7а»9ттО№ МрП ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС г7а1р№ ди5яеС диртяер№ 3и7ср7иднтр5 р и71нтидС н 0не»9 тн
атр3р.р7иднтта: яря09са 0ОПиди1и р 09№трв9яеи1и из9як9в9трй2 >иП»ти зО0« из9як9в9ти
ти7сн0рдти9 к7ндиди9 791аПр7иднтр9 кигг97»нтрй пнкняид сн097рнП«тО№ я79гя0д д 1ияагн7я0д9ттис р
сизрПрпн.риттис 79п97д9С н 0не»9 яи07агтрв9я0дн я г7а1рср 1ияагн7я0днср д изПня0р ди9тти5
з9пикнятия0р2Н<2 ь9я07ае0а7рпн.рйС ик0рсрпн.рй р 7нпдр0р9 изи7итти?к7исОчП9тти1и еискП9еян ьияяр5яеи5
б9г97н.рр д я79гт9я7ивти5 к97як9е0рд9 яи1ПняидОдн:0яй я 79ч9тр9с пнгнв ки дя9я0и7итт9са р
яди9д79с9ттиса из9як9в9тр: мии7а»9ттО№ МрП ьияяр5яеи5 б9г97н.ррС г7а1р№ ди5яеС диртяер№
3и7ср7иднтр5 р и71нтид яид79с9ттОср дргнср дии7а»9трй р як9.рнП«ти5 09№трер2УУ. Государственная и общественная безопасностьН:2 М07н091рв9яерср .9Пйср из9як9в9трй тн.ритнП«ти5 з9пикнятия0р д я3979 1ияагн7я0д9тти5 р
из-9я0д9тти5 з9пикнятия0р йдПй:0яй пн-р0н иятид еитя0р0а.ритти1и я07ий ьияяр5яеи5 б9г97н.ррСV

Страница 8

основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, t
независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и
социальной стабильности в обществе.36. Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной
л общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного
совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и
раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы
человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность,
конституционный строй Российской Федерации.37. Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и
общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и
организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба
безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и
отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской
Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая
насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей),
уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих
жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и
химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;
экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и
структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации,
дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность
транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности,
государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с
коррупцией.38. Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и
общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в
качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование
нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией,
терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов
российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной
сфере.39. Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу
будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и
спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь
среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности
правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на
снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.40. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: совершенствуется
структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, реализуется Национальный
план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным
вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм,
политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы
предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формируется
долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и
спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая
поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные
специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере
обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного
функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного,8

Страница 9

тического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения
деления; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и
^щественной безопасности.41. Одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и
охрана государственной границы Российской Федерации.Основными угрозами интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере
являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной
границы, незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской
Федерации с отдельными сопредельными государствами.Угрозу безопасности в пограничной сфере представляют деятельность международных
террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих
эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных
групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации
наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов,
других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции.Негативное влияние на обеспечение надежной защиты и охраны государственной границы
Российской Федерации оказывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и
технической оснащенности пограничных органов.42. Решение задач обеспечения безопасности государственной границы Российской Федерации
достигается за счет создания высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов,
особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой, а
также повышения эффективности охраны государственной границы, в частности в Арктической зоне
Российской Федерации, на Дальнем Востоке и на Каспийском направлении.9